Октябрьская революция 1917 года и судьба русской журналистики

  • Октябрьская революция

    Октябрьская революция
    В ночь 25–26 октября (7–8 ноября) 1917 г. произошел вооруженный переворот. Временное правительство было отстранено от власти большевиками. Вся печать страны раскололась на два непримиримых лагеря – большевистскую и оппозиционную. Большевики во главе с В.И. Лениным, став партией власти, одновременно решали как задачу подавления неугодной прессы, так и создания новой системы – партийно-советской печати.
  • Декрет "О печати"

    Декрет "О печати"
    Контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. Декрет положил начало ограничениям в отношении "классово чуждых" издательств, газет, журналов. «Всякий знает, что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем
    бомбы и пулеметы.»
  • Закрытие частных типографий

    Закрытие частных типографий
    По распоряжению Временного революционного комитета были закрыты 10 наиболее крупных газет – «Русское слово», «Новое время», «Речь», «Копейка», «Биржевые ведомости», «Русская воля» и др., а их полиграфическая база конфискована. Благодаря этому акту экспроприации ведущие партийно-советские издания – «Правда», «Солдатская правда», «Известия», «Деревенская беднота» и др. получили лучшие типографии страны и огромные запасы бумаги в свое распоряжение.
  • Декрет «О введении государственной монополии на объявления»

    Декрет «О введении государственной монополии на объявления»
    Целью декрета является ограничение доходов и полномочий буржуазной печати. Первыми декретами была введена строжайшая экономия бумаги, сокращено число периодических изданий. Согласно декрету об авторском праве всякое литературное и научное произведение живого или умершего автора признавалось достоянием Советской республики, что фактически означало присвоение прав издания произведений русских классиков государственными издательствами.
  • М. Горький в газете «Новая жизнь» выходит "к демократии"

    М. Горький в газете «Новая жизнь» выходит "к демократии"
    Со словами негодования в адрес действий Советского правительства: «Я нахожу, что заткнуть кулаком рот «Речи» и другим буржуазным газетам только потому, что они враждебны демократии – это позорно для демократии. Горло печати не надолго зажато «новой» властью, которая так позорно пользуется старыми приемами удушения свободы слова. Лишение свободы печати – физическое насилие, и это недостойно демократии».
  • Начала выходить газета "Звезда"

  • В «Русских ведомостях» появился «Протест В.Г.Короленко в защиту свободы печати»

    В «Русских ведомостях» появился «Протест В.Г.Короленко в защиту свободы печати»
    Он обосновывает идею о том, что большевистский гнет тяжелее и страшнее самодержавного, что «худшая и самая унизительная из цензур», осуществляемая большевиками, не имеет никакого оправдания, так как установлена «без всякого права и в интересах узко партийных и односторонних».
  • Начала выходить ежедневная газета «Рабочая и крестьянская Красная армия и флот»

  • Союз русских писателей выпустил специальную однодневную «Газету-протест. В защиту свободы печати»

    Союз русских писателей выпустил специальную однодневную «Газету-протест. В защиту свободы печати»
    Она обвиняла большевиков в осквернении идеалов демократии, поругании основных ценностей общественной жизни.
  • Начало выходить популярное массовое издание «Красная газета».

  • Декрет «О Революционном трибунале печати» 28 января (10 февраля) 1918 г.

    Декрет «О Революционном трибунале печати» 28 января (10 февраля) 1918 г.
    Он ознаменовал начало нового этапа борьбы с оппозиционными изданиями. Ведению нового трибунала подлежали «преступления и проступки против народа, совершенные путем использования печати». К таковым относились «всякие сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни, ...а также нарушения узаконений о печати, изданных Советской властью».
  • В. И. Ленин "О характере наших газет"

    В связи с организацией новой структуры журналистики, эффективного аппарата партийно-советской агитации и пропаганды с первых месяцев Советской власти начал активно обсуждаться вопрос, какой должна быть новая пресса, каковы ее роль и функции в социалистическом обществе, в чем особенности форм и методов ее работы, видел в новой журналистике «орудие социалистического строительства», «орган экономического воспитания масс населения», а не просто «аппарат для сообщения политических новостей».
  • Period: to

    Первый съезд журналистов

    В состав президиума съезда были избраны редакторы «Бедноты» (Л.С. Сосновский»), «Известий» (Ю.М. Стеклов), зам. наркома почт и телеграфа, комиссар РОСТА Л.Н. Старк. Собравшиеся заслушали выступления А. Коллонтай, К. Радека, П. Керженцева. В центре внимания делегатов были проблемы типологии прессы. Сосновский высказал решительное несогласие с этим, заявив, что он против типа «большой газеты», выразив сомнение, что простой рабочий читает «Известия».
  • Резолюция «о полной независимости советской прессы»

    Очень остро был на съезде поставлен вопрос о независимости газет от чиновничьего произвола. "Ни под каким предлогом недопустима политическая цензура». В действительности такой резолюции не было, как не было и резолюции о том, что только партийная организация может распоряжаться прессой и направлять ее на должный путь.
  • Резолюция «О задачах советской печати»

    Стеклов отстаивал тезис о необходимости издания в любом крупном центре большой, руководящей газеты (типа «Известий») и популярной информационной (типа «Бедноты»). Сосновский высказал несогласие с этим, заявив, что он против типа «большой газеты», выразив сомнение, что простой рабочий читает «Известия». П. Керженцев, заявивил, что нужно стремиться к созданию самых различных типов газет. В основу принятой резолюции был принят вариант комиссии Стеклова с дополнениями из варианта Сосновского.
  • Второй съезд журналистов России

    «Предоставить печать в полное распоряжение коммунистической партии», - записали его участники в своем решении, объявив все свои организации «мобилизованными в дело печатной пропаганды и агитации по обороне Советской республики».